25 марта состоялась шестая встреча участниц заочного отделения проекта «НеВЕСомости-5» с психологом Семейного центра Катерины Ковровой Натальей Воробей.
Тема занятия: родительство
Вопросы, которые касаются каждого из нас:
- Кто такой родитель?
- Что значит «хорошая мама» и «хороший папа»?
- Как правильно выстраивать детско-родительские отношения?
Как озвучили участницы группы, к сожалению, в нашем обществе часто принципы построения семьи соблюдаются «с точностью до наоборот»: фундаментом семьи становятся требования и запреты, какие-то навязываемые извне «принципы советского человека», постоянно овеваемые флагами «а что люди скажут?», «ну кто же так делает?», «стыдно, что не как у всех!» и тому подобными.
На самом же деле основой здания семейных отношений должна быть любовь и принятие, а требования лишь кладут на этот дом «крышу», столь же необходимую, как и «забор» — представление о соблюдении границ.
В процессе работы и обсуждения стало понятно, что вопрос границ, как уже многим известно, тесно связан с проблемой зависимости и созависимости. Не случайно участницы вновь и вновь возвращались к сложным ситуациям в собственной семейной жизни.
Запреты и насилие: где грань?
Наглядное упражнение, в котором одна из девушек выступила в роли ребенка, окружаемого внешними запретами и требованиями, помогло продемонстрировать, насколько тонка и опасна грань между запретами и насилием.
Стоя посреди комнаты с завязанным ртом («Замолчи!»), завязанными глазами («Не подсматривай!»), связанными руками («Не трогай!») и ногами («Не ходи!»), — девушка-доброволец испытывала целый спектр негативных чувств, среди которых обида, ненависть, раздражение, желание отомстить и уйти. Не бывает ли, что непомерные требования родителей, вербальное или даже физическое насилие вызывают в детях такую же волну возмущения и обиды — а вовсе не формируют представления о правильном поведении и морали?!
Критерии «правильного» родительства
Наглядность помогла мамам, пришедшим на встречу, не только увидеть негативные стороны своего поведения во взаимоотношениях с детьми, но и определить критерии-ориентиры «правильного» родительства.
Среди основополагающих критериев были названы:
- любовь и безусловное принятие
- уважение к себе и другим
- доброта
- защита и забота
- справедливость и внимание к личности
- позитивное общение
- реалистичные ожидания и поддержка
- создание условий для развития
- умение слушать и слышать
- умение выстраивать границы
Одно из важных открытий было, что крайне важно учить ребенка границам, как личностным, так и телесным! Таким образом мы учим детей говорить «нет» в опасной ситуации, сводим к минимуму риск драки и сексуального насилия, создаем ощущение защищенности и уверенности.
Перечень признаков «хорошего родителя» продемонстрировал, что часто какие-то внешние, навязанные стереотипы – как то стерильность и порядок в доме, активная социальная жизнь, обеспечение материального достатка главой семьи и многое другое — всё это не является условием счастливой семейной жизни. Часто акценты смещаются на внешнее, а отношения в семье страдают, и получается, что люди порой проводят всю жизнь в погоне за призрачными идеалами и соответствием чьим-то ожиданиям.
Рефлексия участниц
Рефлексия участниц группы показала, что у всех возросла потребность в более подробном психологическом анализе ситуаций, систематизации и выработке конкретных техник преодоления негативных состояний и налаживания взаимоотношений. Именно этому помогают научиться опытные психологи Семейного центра на групповых и индивидуальных занятиях.
Несомненно, следующее занятие на тему супружества будет ценным для всех участниц группы и послужит стимулом для новых открытий и позитивных изменений.
Проект «Невесомость-5» продолжается, но уже близок к финалу. Хотите узнать, как изменились наши участницы? Читайте их похудательные дневнички здесь.
Заочники не отстают от очных участниц и продолжают добиваться поставленных целей.
Своими успехами они делятся здесь.
Каждую неделю мы размещаем для наших худелочек задания от психолога. Выполнять их может любой желающий.